Юный исследователь

100_1380

это  проект  по развитию  самостоятельности старших дошкольников и младших школьников через исследовательскую работу, ребенок учится использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности в выборе необходимых средств, для решения учебной задачи, а также учится самостоятельно добывать знания.

Это двухлетняя программа, за основу взяты ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач).

Метод обучения — исследовательский: ребенок учится ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструирует свои знания, а  также интегрирует знания из различных областей наук, учится критически мыслить.

На выходе — ребенок размышляет в контексте изучаемой темы, анализирует, сравнивает, делает собственные выводы, отбирает и систематизирует материал, публично представляет результаты исследования.

И зачем всё  это? Это есть нестандартная подготовка к школе — происходит формирование готовности к самообразованию в будущем, а также повышается уровень познавательной культуры и интересов у старших  дошкольников!

В своей работе мы используем специальные игры + практические лабораторные задания  и сессии, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

 Первый этап – это тренировочные занятия с группой, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий  мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Впоследствии, уже через пару месяцев, проводим обобщенный урок-тренинг по темам, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Способность ребёнка делать краткие записи-значки, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем наши исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана один раз в месяц. На данном этапе педагог-психолог выступает в роли консультанта-помощника.

На втором этапе мы работаем над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаем задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяем на практике. Для этого выполняем следующие упражнения:

— продолжи неоконченный рассказ;

— составь рассказ от имени другого персонажа;

— опиши один день вашей воображаемой жизни;

— определи, сколько значений у предмета;

— назови, как можно больше признаков предмета.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся строить предположения. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса.

Также  дети учатся давать определения понятиям. Для того, чтобы учиться определить понятие, мы применяем относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или с одногруппниками,  различение (например, весна и осень – времена года, но чем они отличаются), обобщение.

Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Исследование предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Исследовательская тактика ребёнка — это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития, значительно расширяет кругозор дошкольников в предметных областях; даёт импульс к самоконтролю и самооценке.

 

Расписание занятий —

Центр на Ленской  — вторник  вечер,  

Центр на Пестеля    пятница вечер


Темы для WP, просто Drupal, CMF MODX.